суббота, 10 сентября 2016 г.

КОГДА НАЧИНАТЬ УЧИТЬ БУКВЫ?


Здравствуйте-здравствуйте! Я сегодня коротенько. Порассуждаю немного на спорную тему "Когда начинать учить буквы?" и всё)))
После моего поста УЧИМ БУКВЫ с nataliigromaster - БУКВА "А", в котором я показываю задания на изучение буквы "А", поступил вопрос "КОГДА НАЧИНАТЬ УЧИТЬ БУКВЫ?". На этот вопрос я не смогла ответить коротко: "начинайте учить с пелёнок" или "не учите до школы" )) 
Да-да... мне, человеку обучающему детей буквам достаточно долго, сложно ответить на этот вопрос. Легко ответить тем, кто научил одного-двух - у них статистика просто меньше))))


Я имею опыт обучению буквам и чтению не только пятилеток-шестилеток-семилеток, а и трехлеток и четырехлеток... Поэтому, опираясь на свой опыт и собственный анализ, считаю, что, если вы начнёте учить с ребёнком буквы в 4 года, то это не будет  поздно и не будет рано))) - в самый раз.

По моим наблюдениям некоторые дети только лет с 4-х  готовы воспринять информацию о буквах сознательно. Что значит сознательно? Сознательно - это значит готов услышать, что есть звук "А", а есть буква "А", готов на слух узнавать заданную букву и даже придумывать слова с заданной буквой, более того, ребенок готов буквы соединять в слоги, ну а самые продвинутые, с богатым словарным запасом, могут даже начать читать))) Конечно, если с ребёнком хоть как-то занимались до этого...


Кто-то скажет "да нууу... мой с трёх лет "Войну и мир читает", другой скажет "а мой вообще в шесть месяцев слова читал"))) Всё может быть, но это исключения, ко мне, например, за 7 лет работы с дошкольниками пришел только один ребенок, который не просто читал, он выразительно читал))) 


Я называю возраст 4 года для начала сознательного изучения букв ориентировочно, так сказать, говорю о "средней температуре по палате"))))

Почему я всё-таки считаю, что буквы следует учить до школы? 
Опять таки, по моим наблюдениям: дети в 6 лет труднее запоминают буквы, но зато они быстрее начинают соображать как соединить буквы в слоги)) т.е. научить ребенка читать в 6 лет проще, чем в 4, но запоминают буквы в 4 быстрее, и еще быстрее в 3 или даже в 2! Но в юном возрасте запоминают букву не как часть системы (алфавита), не как строительный материал для слов... они запоминают букву как слово, как одно из сотен и тысяч слов, которые они запоминают по ходу жизни, как сотню названий марок машин))) Очень часто трехлетки, которые ко мне приходили, бодро называли буквы и прицепом к ним называли слова - М-мама, П-папа, К-конфета... а некоторые даже говорили просто мама, папа, конфета)))) т.е. когда их знакомили с буквами, привязали знакомый образ, получилась такая склейка из двух картинок... А всё почему? потому что образ мамы понятен, а вот образ буквы "М" нет - это просто палочки... и эти палочки трудно запомнить... поэтому малыши, прежде чем назвать букву думают, вспоминают-притягивают образ. который им "порекомендовали". Т.е. до осознанного восприятия буквы далеко...

Кто-то скажет... "так что, до 4-х лет не учить буквы?" )))


Учите ))) Читайте с ребёнком разные азбуки и любые книги вообще - расширяйте словарный запас, лепите-рисуйте-вырезайте-клейте буквы и просто сообщайте, что это буква такая-то и всё, не устраивайте проверки, а выучил? а запомнил? Да это трудно, не выяснять запомнил ли ребёнок буковку)))

В процессе творческой работы сообщайте ребёнку ненавязчиво, что это буква "А", ах какая красивая буква "А" получилась, а давай букву "А" повесим на нашу доску... 

Вот в таком варианте можно хоть в год начинать))) общение с мамой-папой и творческие занятия будут полезны малышу, а буква "А" запишется на подкорочку как и сотни других слов, которые вы произносите ежедневно.

И когда мозг конкретно вашего ребенка созреет для осознанного восприятия буквы, обучение будет легче.

И еще важный момент, когда будете называть букву, называйте её как звук - "м", "н", а не "эм", "эн", тогда будет проще научить ребёнка соединять буквы в слоги и, соответственно, обучение чтению пройдёт легко.


Как иллюстрацию раннего ненавязчивого знакомства с буквой покажу ниже фото, на которых над буквами сопит мой сын Сёма (ему сейчас 2 года 2 месяца)

Как мы дошли до этого?))) всё просто и, можно сказать, нечаянно)))

Сын хотел раскрашивать, а мама хотела мыть посуду, и под рукой оказались они, мамины пособия... всё... Дальше каждый занимался своим делом, я только успевала менять листочки и говорить ах какая буква А))) и несколько раз затаив дыхание щелкнула на телефон, я ж еще и педагог, и блоггер))) 

Вот чесслово))) ребенку буквы в таком варианте ни разу не давали, азбуки - дааа читали... деревянные буквы для постройки вместе с кубиками давали, а вот задания там всякие)))) неееет... 


Вот, например буква с картинками внутри. Это был первый листик, который я ему дала, ничего не объясняя, я дала просто листочек который был близко (у создателя пособий такие вот листочки под рукой, что поделаешь). Я и раньше так делала с разными листочками с цифрами, клеточками и раньше он просто замазюкивал весь лист, на листе смешивал все краски, какие только можно... А тут он выбрал один цвет и начал закрашивать отдельно картинки, и не просто закрашивать, а еще и называть слова))) Я когда это увидела, мне кажется, и дышать перестала, чтобы не спугнуть)))) Ну думаю, сейчас закончит картинки и начнёт мазюкать по всему листу... нет... ребёнок остановился, отдал мне лист и говорит "есё")))


Ну ладно, думаю, еще так еще... даю еще листик ... он быстренько раскрасил букву ... и еще попросил...



а потом еще... а вот эта буква была уже раскрашена, я предложила ему нарисовать травку для буквы ))) 




Вот сколько этот художник намаливал)))



Заняло всё не более 10 минут! Был ли это урок? Вроде как и нет, ребенок просто рисовал))) есть ли польза от таких действий? Конечно! Назвал ли ребенок хоть раз букву? Нет)))) но она уже там))) в подсознании)))
Для меня ценно было то, что он старался закрасить именно букву, не трогая фон, он рисовал одним цветом, а не, как обычно, всеми цветами, а потом еще и водичкой поливал)) порадовало то, что он сам назвал слова, без просьбы и наводящих подсказок... порадовало то, что он просил еще и еще... и попросил повесить рисунки на доску, т.е. ему самому понравился результат и он захотел его сохранить.

А потом уже вечером этого же дня мы поиграли за световым столом с кружочками, давно такую работу не делали... Вы думаете мы сели и сразу начали "учить" букву?))) нет... сынуля некоторое время поиграл пультом от светового стола, попереключал цвет подсветки, долго нажимал кнопочки...пока не надоело... предложила ему кружочки... ах повосхищался и ...смотрю... готов что-нибудь делать с ними... но не может придумать что, ладно, думаю, возьмём букву (у мамы много всего распечатано) ... даже интересно стало)))) 



Положила листочек, смотрю... реакции никакой... начинаю делать и говорить следующее:
- я беру синий кружочек (и кладу его на место нарисованного кружочка)
к моему удивлению сын схватил такой же кружочек и говорит
- и я беру синий кружочек (взял и положил такой же кружочек)
Ну тут быстро включился педагог))) я смекнула, что он предлагает поиграть в такую игру - я говорю, а он повторяет...

Вот, положа руку на сердце, говорю: даже в мыслях не было такого варианта развития событий))) думала, буду называть цвет и выкладывать кружочки сама, захочет, положит тоже пару штук... А получилась отличнейшая игра в обезьянки!

Главное что? Слушать ребёнка! И быть готовым отступить от своего плана!


А еще мы с Семкой много с тестом-пластилином занимаемся. Может несколько раз в день за пластилин сесть. 



Накатали колбасок, я выложила по рисунку буквы, а он отпечатки ставил... делали то, что он любит - возились с пластилином ))) Никаких уроков)))) такая работа может длится и минуту и пять... и это нормально!




Ну вот приблизительно так будут выглядеть занятия и с трехлетками, да, что там, если вы выдадите пятилеткам-шестилеткам, которые еще не знают  букв, краски, пластилин, конструктор, ножницы... они будут учить буквы с удовольствием и незаметно для себя.

Хотела коротенько... если что)))

А вообще главное что? Главное любить своих деток родителям, и свою работу педагогам))) И всё у нас у всех тогда получится))) 

ну и еще раз напомню, 
что скидки действуют с 1 по 10 сентября включительно, 
т.е. 10 сентября скидки еще будут, а 11 сентября уже нет. 
а скидки я делаю всего несколько раз в году))) 
так что, если думали что-то приобретать, спешите



Статья авторская 
и предназначена только для частного ознакомления. 
Копирование и публикация ТЕКСТОВ и ФОТОГРАФИЙ
в других источниках без моего письменного согласия 
ЗАПРЕЩЕНЫ. 

Автор: Наталья Чистоклетова

Новости моего блога 
можно получать на вашу любимую почту, 
а подписаться можно

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ!

3 комментария :

  1. "они запоминают букву как слово, как одно из сотен и тысяч слов, которые они запоминают по ходу жизни, как сотню названий марок машин" и "Главное что? Слушать ребёнка! И быть готовым отступить от своего плана!"- браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. )))) приятно, что читаете вдумчиво, а не по диагонали.

      Удалить
  2. соглааааасна!!!!! :)))) спасибо!

    ОтветитьУдалить

Не стесняйтесь комментировать
или говорить СПАСИБО, если вы нашли для себя что-нибудь полезное

Яндекс.Метрика