пятница, 28 июня 2013 г.

ИГРА или не ИГРА


Приветствую всех любителей игр!
Незапланированный пост сегодня будет))) Это сообщение "вылилось" из комментария! В теги занесла новый пункт - ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ. Сегодня отвечаю не просто на вопрос, а показываю "кухню" игры. Не знаю много ли найдется народу, которому это будет интересно, надеюсь на ваши комментарии в конце статьи.
Хочу высказать благодарность за обратную связь Ольге сайт "Клуб любителей английского языка". Ольга, вдохновившись доминошной игрой, решила поиграть в неё со своей дочерью, но не получила ожидаемый результат. Ольга даже написала пост о своих переживаниях, его можно прочитать здесь
Так может случиться, что ребенок может не захотеть играть в предложенную игру. И тому может быть много причин. 
Сегодня расскажу не о том, во ЧТО я играю, а КАК.

Игра - дело серьезное!
Её нужно чувствовать! Когда, где и с кем в неё играть - это целая история!

Мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда меня просили провести на каком-нибудь мероприятии игру (игры) - я в ответ начинала задавать естественные для меня вопросы: сколько участников мероприятия, знакомы они между собой или нет, какой возраст, кого больше девочек или мальчиков, в начале или в конце мероприятия будет мой выход, какая цель, т.е. какими должны стать дети после игры - то ли они должны успокоиться, то ли взбодрится, то ли настроиться на какую-то совместную работу... Просители округляли глаза и говорили "Как у вас всё сложно - это же просто игра!"))) 

На самом деле всё еще сложнее. 
Когда я выхожу играть к детям, то отключаюсь от реальности, для меня есть дети и ИГРА (занятие или любое другое мероприятие с детьми). Если перед занятием меня пытаются о чем-то спросить, отвлеченном от предстоящего события, я прошу либо записать просьбу-вопрос и мне потом передать, либо подойти ко мне после занятия. Потому что, пока дети заходят в кабинет, мой мозг уже работает - я "считываю с детей" информацию, которую быстро перерабатываю и при необходимости перекраиваю намеченный план. Конечно же, я не стою на пороге с лупой, я общаюсь с детьми, выясняя какое у них настроение, я смотрю, как они расстаются с родителями, что говорят... У меня всегда приготовлено в три раза больше материала чем нужно, я должна быть готова в любой момент отставить в сторону свои планы, и подстроиться под детей. 
Бывает, что вся группа готова и хочет играть, но находится один, у которого плохое настроение, и это плохое настроение не связано ни со мной, ни с детьми, ни с игрой... Просто ему обещали купить машинку и не купили... его "обманули" он сердится... и всем своим видом показывает, что он вообще не собирается ничего делать... и нам не даст...))) 
Нужно отложить игру и из "рукава" достать другую, подходящую для этой ситуации, а может и вовсе дать время ребенку успокоиться, дома в этом плане легче, чем на занятии, которое длится 45 минут... ведь есть еще другие дети, у которых-то в этот момент всё «нормально»))))
Не нужно настаивать и давить! Дети тоже ЛЮДИ, только маленькие. У них как и у взрослых бывает разное настроение, у них уже есть предпочтения, какие-то вещи им нравятся, а какие-то нет. Просто дети не всегда могут объяснить словами причины своего поведения, это же мы взрослые, и нам нужно стараться "прочитать" детей.

Очень важно во время игры действительно ИГРАТЬ, т.е. не как "взрослый-ребенок", а как "ребенок-ребенок". Нужно отключиться от реальности и целиком погрузиться в игру, нужно в момент игры жить игрой, получать радость от этого момента, войти в азарт... т. е. БЫТЬ, а не КАЗАТЬСЯ... 
Дети прекрасно чувствуют нас взрослых. Они, так же как и взрослые, не любят, когда ими манипулируют, или когда притворяются, или когда просят их делать то, что сами взрослые делать бы  не стали.
Я знаю очень-очень много игр, но играю только в те, которые МНЕ НРАВЯТСЯ, от которых у меня блестят глаза, и которые меня радуют. Всегда нужно "танцевать" от себя, и если "огонек" у взрослого есть, ребенок это почувствует и захочет присоединиться, увлечется... а если выполнять игру механически... то ничего не получится...

Что я хотела сказать:
- Каждой игре свое МЕСТО и ВРЕМЯ.
- Взрослый может стать напарником ребенку по игре - но для этого взрослому нужно действительно получать удовольствие от процесса игры.
- При выборе игры нужно отталкиваться от готовности ребенка, от его интересов и настроения в момент игры, и даже состояния здоровья на момент игры.

А с доминошками поеделюсь самой свежей историей.

Вчера перед уходом на занятия я прочитала Олин пост, но ответить сразу не смогла, нужно было бежать. Пока собиралась, я решила провести маленькое доминошное  исследование))) Я решила провести эту доминошную игру для ребят более младшего возраста (с ними я в неё не играла, так как считала, что для них эта игра еще не подходит в том варианте, какой он есть). Мне было самой интересно, что получится.

Исходные данные)):
В этот день у меня было чтение, а не математика. Это было последнее занятие в этом учебном году. В группе были только мальчики 4-4,5 лет. И их было двое. Один из них очень любит паровозики, а второй любит от всего отказываться.  В общем непростые ребята в плане математики - без машинок-паровозиков к ним не подходи. Я их знаю давно и знаю, что они вероятнее всего придут на занятие.

Как мы с ними играли: 
Доминошные примеры были лишь частью истории. Так как у нас было чтение,  я принесла книгу про дракончика Зога (автор Джулия Дональдсон). Они ждали эту книгу (я им её раньше показывала, но мы раньше её не читали).
В начале нашего урока рассказала, что нам предстоит интересное путешествие туда, где живут драконы. Мы выбрали транспорт для нашего путешествие. Выбор, конечно, пал на поезд)))  Построили поезд из мягкого конструктора, сели и поехали... А я еще предложила с собой взять друзей))) схитрила...


Ехали мы ехали и тут я заявляю, что я кондуктор и сейчас буду проверять билеты))) 
У вас есть билеты? 
Они: Дааа, и протягивают мне ладошку. 
Нееет, -  говорю, на ладошке ничего нет, у вас нет билета.
А где же нам взять билеты? (дети удивились и ждут, что же я придумаю, они-то понимают, что это игра)
Вы можете их у меня купить. Вот билеты (показываю банку с домино). Каждый выбрал себе билет.
Э нееет, говорю, за билет нужно заплатить, билет стоит столько монет, сколько точек на вашем билете))) Я смотрю и друзья ваши без билетов, кто же будет за них платить?)))
Я достала мешочек с настоящими монетами. Тот товарищ, который от всего всегда отказывается, заявил что "с денежками играть нельзя!", мол ничего у вас не получится)))  Вот первый неожиданный поворот для меня. Игра могла прекратиться, но мы же играем и у нас все понарошку, а значит правила могут быть любые))))) Говорю, так ведь это не простые денежки, это специальные денежки для игры, они же не из кошелька, а из волшебной сумочки. Вот ничего боле умного не придумалось быстро))) Сказала и жду "приговор")))
- Ну ладно, тогда продолжим! сказал ребенок
Фууух, а ведь ответ мог быть другим и тогда бы получилась совсем другая история, даже не представляю какая)))

И я начала продавать билеты. Попросила ребят о ПОМОЩИ. Вы поможете мне посчитать денежки? Чаще всего дети соглашаются помогать.  
Давайте мы будем зарисовывать и считать точки, нам же нужно узнать сколько монет понадобится. Вместо ответа в примере мы выкладывали монеты.



На третьем "пассажире" дети заявили, что они не хотят зарисовывать больше точки, они хотят быстрее ехать. Нас же дракон ждет! Совсем как во взрослой жизни)) - мне без очереди))


Ну без билета же в поезде нельзя, придется безбилетных пассажиров высадить))) Сошлись на том, что они просто будут считать точки на "билете" и отсчитывать за них нужное количество монет. Причем тот ребенок, который пытался "сорвать" игру увлекся, ему понравилось считать монеты, а любитель паровозов сел на водительское место и сказал, что он будет машинистом))  Возможно, сообразил, что водителю-то билет и не нужен)))


В общем, поехали все пассажиры обилеченные - кондуктор доволен, пассажиры спят))


К драконам мы приехали быстро)) 
Дальше мы начали читать книгу. Мы делали много остановок, рассматривали картинки, обсуждали всё, они делились своим опытом. 
К слову, книга о драконьей школе)) Книги Джулии Дональдсон мне нравятся наполовину - идеи хорошие, иллюстрации потрясающие, а русский текст не очень (это моё личное мнение). Так вот, половину истории мы прочитали с остановками, а потом, я просто рассказывала историю по картинкам своими словами, т.к. "клиент" от текста "теряется"))) Это еще один момент, когда занятие могло бы пойти "под откос"))  Нужно всё время следить за реакцией детей и быть готовым в любой момент изменить свои намеченные планы.

Дальше я раздала раскраски с дракончиками из этой книги. Задание было такое: глядя на картинки из книги, нужно было раскрасить каждого дракончика своим цветом. Это на первый взгляд дракончики одинаковые. А если присмотреться, то есть детали, которыми они отличаются - рожки да ножки. 


И здесь не обошлось без сюрпризов)))
Любитель паровозиков, заявил, что он не хочет раскрашивать, он хочет рисовать паровоз. Драконам нужен свой паровоз!
Ну что ж - хорошо! Паровоз - так паровоз! - пальчики тренируются, воображение работает, а какой цвет у каждого дракона должен быть - мы устно обсудили.


Вот так у нас и бывает - вроде и задание одно, и я одна и та же, а результаты разные - дети-то разные! 
Играть, как и учить - непросто! 
Я стараюсь СЛУШАТЬ детей, иногда это трудно, ведь в голове же есть ПЛАН! 


Еще раз, спасибо тебе, Оля, за направление для размышлений.
Надеюсь, мой рассказ окажется полезным, и кто-то облегченно вздохнет, узнав, что не только его ребенок не хочет играть по правилам, которые придумал взрослый. Здесь не нужно паниковать или расстраиваться, нужно анализировать, делать выводы и в следующий раз вспомнить о своих вчерашних выводах.

Интересно, ваше мнение по поводу нового тега ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ.
Если есть, что сказать - не стесняйтесь, черкните пару слов.


ВНИМАНИЕ!
Теперь можно получать новости моего блога прямо на почту, 
а подписаться можно


ИГРАЙТЕ с РАДОСТЬЮ
Наталья Чистоклетова

35 комментариев :

  1. Наталья, огромное СПАСИБО за этот пост! Я работаю с детьми в логопедическом центре (психолог) - дети ВСЕ непростые, да такие бывают что караул! Поэтому приходится к каждому находить свой подход! Я согласна полностью, что взрослый в процессе игры должен стать на уровень ребенка - заразить его своим интересом к игре, зажечь и только тогда можно увидеть желание ребенка поиграть! Я уверена, что зажигать и становиться на один уровень с ребенком может не каждый взрослый даже педагог и только тот, кто помнит себя ребенком у кого внутри живет его внутренний ребенок тот может играть так, что ребенок просто не сможет не захотеть поиграть! И конечно - индивидуальный подход: у каждого ребенка свои пристрастия! Вспоминаю свое занятие "Путешествие к белке" (можно посмотреть мой пост) занятие скелет для всех детей от 3 до 6 лет, но один ребенок - 3,6 года не начинает наше занятие без самурая - заходит и берет его в руки: значит мы идем в гости к белке с самураем - иначе вообще ничего не выйдет! Другой ребенок не начинает занятие без цепи от велосипеда - берем ее и начинаем ее обыгрывать: дорога к дому белки - змея на пути и т.д.!
    Игра - дело серьезное! Играть с детьми - должна приносить радость взрослому, тогда ребенок не воспринимает ее ка ЗАНЯТИЕ! И вообще надо исключить слово "заниматься сейчас будем" -на "ДАВАЙ ПОИГРАЕМ!" И ЗАЖЕЧЬ ОГОНЬ ВНУТРИ СЕБЯ!

    И последнее: я часто слышу от родителей: и он все 45 минут играет с Вами? - он же гиперактивный и дома вообще ничем не интересуется у него "шило в попе!" - ДА, отвечаю я и показываю КАК мы играем - и родители удивляются тому, что их ребенок способен ДОЛГО И ИНТЕРЕСНО ИГРАТЬ!
    Итог: БУДЕТ ИГРАТЬ РЕБЕНОК В ИГРЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ВЗРОСЛЫМИ) ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ВЗРОСЛОГО И НИ ОТ КОГО ДРУГОГО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, велосипедная цепь развеселила)))))) такого у меня еще не было))
      Но зато у меня была губная помада на одном занятии: каждую минуту девочка (4,5 лет) доставала помаду и говорила, что ей нужно поправить губы... и так целый урок и ничего круче чем её помада я так ей предложить и не смогла...
      Дети (чаще всего до 5 лет) приносят с собой игрушки на занятие, выясняется, что они и в садик эту игрушку носили... и расставаться с ней не собираются. Мы начинаем нашу встречу с того, что они сначала показывают свои принесенные игрушки и рассказывают о них, потом я предлагаю выбрать место в кабинете для игрушки откуда ей (игрушке) будет нас лучше видно)) ей же интересно посмотреть как мы играем. Иногда ребенок отказывается, и тогда я предлагаю пару мест для игрушки - на стол или на пианино посадим твою игрушку? ребенок озадачивается выбором и уже про свой вариант оставить игрушку забывает. Через несколько занятий дети уже привыкают к нашему правилу - игрушки с собой приносить можно и даже нужно, но после того как мы с ней познакомились, мы убираем её. Иногда эти же игрушки становятся нашими помощниками.
      А про "зажечь огонь внутри себя" - я подумаю, как рассказать об этом процессе (конечно, на своем примере, как это у меня получается)
      Алёна спасибо, за такой комментарий с примерами!

      Удалить
  2. Натали, как здорово ты находишь выход из ситуаций! Тяжело подстроится под каждого ребенка... здесь без психологии некуда, и то детское поведение не предсказуемо )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это всё каждодневная практика... но иногда встречаются такие товарищи, что и многолетнего опыта бывает маловато)) Каждый день нужно работать над собой... учиться-учиться....

      Удалить
    2. Это точно! И благодаря таким "двигателям саморазвития" возникают шедевры из домино, кубиков, прищепок, резиночек для волос! Спасибо, Наталья! Готовлю пост о том, как я использую домино впервые со своим ребенком (3,8 г.) - сегодня выйдет...

      Удалить
    3. Алена, жду с нетерпением!

      Удалить
  3. Наташа, спасибо, что поделилась своим бесценным опытом и даже провела "эксперимент в полевых условиях". Мне очень понравился наш с тобой интернет-диалог через расстояния и сразу вспомнилось время, когда я работала в группах с пяти-шестилетками. У нас не было математики и чтения, но мне приходилось прибегать к не меньшим хитростям, чтобы услышать от них английскую речь.

    Абсолютно согласна с тобой, что только взрослый, в глазах которого горит огонёк интереса, может увлечь группу детей. Добавлю, что необходимо быть тонким психологом в душе или как минимум обладать высокой степенью эмпатии, чтобы услышать каждого ребёнка из группы.

    Что касается домашних игр, то они, конечно, сильно отличаются. Дома всё проще, легче и непринуждённее. Дома нет абсолютно никакой необходимости увлекать ребёнка какой-то конкретной игрой: если сегодня дочка не хочет считать, я не настаиваю и не выдумываю хитроумные способы подвести её к этому - мы просто переключаемся на другой вид деятельности.

    Мне известно, что сейчас среди очень многих мам распространена тенденция проводить дома для своих детей развивающие занятия подобные групповым: вплетать в сюжет различные задания, примеры и упражнения. Но на данном этапе я это для себя не принимаю. Мне кажется важным, чтобы домашние игры оставались именно играми, а не занятиями в игровой форме. Хотя грань, безусловно, очень тонкая, да и любая игра так или иначе развивает/тренирует те или иные знания или умения.

    Ещё раз спасибо за тему и рубрику. Я считаю её очень нужной и полезной. Со своей стороны тоже обязуюсь в ближайшее время описать хотя бы одну из наших игр, т.к. благодаря этому разговору я вдруг осознала, что очень мало писала об этом на сайте.

    Наташа, мне исключительно приятно общаться с тобой. Прямо наслаждаюсь. Буду рада дальнейшему обмену опытом. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за интерес к моему опыту. Мне тоже очень приятен наш диалог. Надеюсь, что он окажется полезен и другим читателям моего и твоего блога.
      Очень много пишут на сайтах-блогах во ЧТО играть, и очень мало КАК, и тем более мало кто рассказывает о каких-то трудных моментах, которые возникают в процессе игры. А для развития мастерства очень полезно знакомиться и с другой стороной медали.

      Удалить
    2. Да, точно! Будем по возможности делиться и "кухней", и ошибками. Я тоже специально для этого тег завела "методические ошибки".

      Удалить
  4. Да, и кстати, спасибо за рекомендацию книги. Постараюсь найти её в оригинале.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А книжечка вот http://www.labirint.ru/books/297988/
      (эт я на всякий случай)

      Удалить
    2. Спасибо! Только жаль, что не на английском. :)

      Удалить
    3. вот на английском))
      http://amazonbay.ru/amazon/product/0545417244

      Удалить
    4. Вот спасибо! :) И ресурс новый для меня.

      Удалить
  5. Перечитываю пост и комментарии и возникает целый фейерверк эмоций, чувств, размышлений... с одним я точно согласна, что играть с ребёнком способен только тот, у кого есть это желание. Почему не написала, "живёт" в душе... Я сама педагог - психолог, веду уроки рисования, мои маленькие солнышки - воспитанники признаются мне в любви... И вместе с тем каждый день я осознаю, что устаю. Мой муж часто меня спрашивает, что же в игре такого утомительного? А я всегда говорю банальную фразу: "ИГРА для ребёнка, а для взрослого - это ТРУД. И имею в виду именно его самую благородную целевую функцию... Для взрослого - это часто результат: мы часто оцениваем свои усилия через развивающий эффект... Нашла Ваш блог, Наталья, и порадовалась, что есть такие взрослые, которые способны играть КАЖДЫЙ ДЕНЬ с такими яркими эмоциями! Почитала комментарии Ольги и её размышления на её сайте - несколько позавидовала... Но дело в том, что действительно каждый ребёнок обладает своей индивидуальностью: для одних достаточно только "подкидывать" материал, а они, как губка, впитывают, но есть множество других случаев... И в таких ситуациях понимаешь, как важно уметь играть, вкладывая в это как можно больше интересной и актуальной информации для ребёнка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катерина, благодарю за то, что вы включились в диалог! Рада встретить человека, который понимает ценность игры и понимает, ЧТО стоит за ИГРОЙ. Мнение коллеги очень интересно. И спасибо вам за откровенность. Полностью с вами соглашусь, что "ИГРА для ребёнка, а для взрослого - это ТРУД".

      Удалить
  6. Наташа! Как хорошо, что вы пишете о тонкостях по ходу игры и о сиюминутных трудностях, которые ставят дети перед взрослым. С удовольствием буду читать дальше опыт на эту тему.

    Я совершенно не педагог и у меня лично была проблема с моей дочерью, которая отказывалась играть на занятиях в центре с преподавателем и детьми. Воспитатели менялись и все были очень расположены вовлечь её в общее занятие. Когда она была поменьше, просто плакала и мы уходили домой. А постарше (года 3) уже садилась на диванчик и демонстративно "читала" журналы вместо занятий.

    Я голову сломала. Почему так происходит? Дома у нас все отлично и мы вдвоем или с Сониной подружкой (которую оставляют нам в гости) вообще занимаемся легко или они сами или мы втроем. За плечами у меня художественный институт и поэтому придумать и заняться с детьми мне проще, чем помыть посуду. Можно делать нудные вещи, которые с помощью фантазии превратятся в сказку. Я бы наверное с удовольствием помощницу по дому приглашала, а сама бы коров из коробок клеила ))) Это к тому, что самый легкий путь к знаниям лежит через энтузиазм взрослого, с которого все начинается. Вы очень правы!
    Простые примеры: я рисую - Соня рисует, бабушка цветовод - Соня разбирается в цветах. Я шью - Соня уже и пуговицы пришивает и вышивает. Папа рассказывает и смотрит об эволюции происхождения видов и Соня рисует "эволюцию происхождения видов". Совершенно ясно, что легко учиться тому, чем окружающие взрослые занимаются с увлечением.

    Так что мне пришлось сидеть и наблюдать каждый раз как Соня отказывается от занятий (а я боялась, что она то ли "нелюдимая", то ли боится всего...) я поняла, что она хочет руководить этой игрой или занятием. Или руководит или она в этом не участвует. Так, вне занятий она собирала вокруг себя кучку детей и выступала в роли "вождя краснокожих". С тех пор я рассказываю заранее педагогу о такой вот штуке. И Соню "нагружают" ответственными поручениями что-то там приготовить к занятию, принести, раздать, или что такое. Чтобы она понимала, что она тоже "почти главная" или по крайней мере "заместитель" :)))
    И все поменялось в лучшую сторону :)

    Если бы я читала о тонкостях отношений в игре взрослого и ребенка, наверное я бы раньше нашла выход. В реалии на мои наблюдения ушло больше месяца.

    Из моего собственного опыта я поняла что детей стоит воспринимать как отдельного человека со своим характером. И не важно, что ты его же и родила и оно твое собственное генетическое продолжение. Это ничего не значит. У него могут быть совершенно свои вкусы, пристрастия и "рычаги управления".

    Не знаю, можно ли вообще разделить игру и обучение. И то и другое - получение новых навыков или информации. Да и в быту ребенок постоянно учится. Мне кажется, что нужно самому выказывать желание узнавать что-то новое и постоянно учиться, чтобы ребенок принимал как должное то, что новые знания - это всегда интересно. Тогда есть надежда, что учеба в школе не покажется чем-то навязанным извне. Ведь учиться - это естественная потребность человека. Как без нее можно совершенствоваться в профессии, к примеру, когда тебе уже 30-40 и учиться никто не заставляет?

    Я рада, что можно с кем-то в живую обсудить тонкости, до которых мне приходится доходить со скоростью улитки :)

    Наташа, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. !!!!!! Наталья, спасибо за такой супер развёрнутый отзыв, и за свой опыт. Я не была уверена, что такой материал будет интересен. Мой муж каждый день после моих рассказов настаивал, чтоб я записывала... а я разводила руками и говорила, ну кому это может быть интересно. Как вижу, есть люди, которым интересны нюансы игры и я очень этому рада. Что ж, буду стараться и впредь делать сообщения на подобные темы. Спасибо за обратную связь!

      Удалить
  7. Наталья, Прочитала ваш пост на одном дыхании. Незаменимая информация для взрослых-родителей. Родителям легче привести ребенка поиграть к специалисту, сама по опыту знаю. У меня есть одна родительница которая говорит, что она не знает как это должно быть, как и что необходимо ребенку, т.к. она технарь по жизни. Я потом при встрече обязательно посоветую ей ваш блог.

    ОтветитьУдалить
  8. Наташа, очень и очень интересно!
    Я все время восхищаюсь твоей энергичностью и твоим желанием играть. И удивляюсь, как в тебе хватает сил на целую группу детей. У меня двое детей и я прекрасно знаю и чувствую то, что ты говоришь о том, что надо "настроиться" на ребенка. Тогда и любое самое трудное занятие ему будет интересно. Никогда у меня не было проблем с тем, чтобы мотивировать моих на любую деятельность. Но я всегда осознаю, что это мои дети, и я их "вижу насквозь". А вот так вот заниматься с целой группой - это настоящий труд. И я вижу, как многие не выдерживают его - как много "затурканных" воспитательниц в детских садах и клоунов с пустыми глазами среди аниматоров (по-моему, у психологов это называется "выгорание"). И совсем другое дело - ты, с твоими играми, твоим фонтаном идей и увлеченностью. Я даже немножко завидую тебе - где взять столько энергии, чтобы хватило на всех? )))) И от всей души желаю, чтобы всегда у тебя было настроение для игры и желание понять своих маленьких учеников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как хватает сил?))) Долгие годы тренировок)) А насчет "затурканых" - дааа))) среди педагогов есть такое явление, к сожалению. Мне кажется спасение есть - обязательно помимо работы должно быть любимое дело (а то и не одно), чтобы черпать силы и отдыхать. Круче всего, конечно, это когда работа и любимое дело совпадают, но так везет не всем)))
      А иногда ответ прост - педагог просто не своим делом занимается и у него не хватает решимости попробовать себя в другом деле.
      Я тоже человек))) и тоже иногда устаю, дошколята забирают много сил... Другое дело подростки-молодежь, когда работала с ними, то вообще не знала, что такое усталость, столько драйва было...
      Но зато малыши дарят СВЕТ и ИСКРЕННОСТЬ и ЛЮБОВЬ, ради этого некоторые трудности можно перетерпеть)))
      А ЗА ПОЖЕЛАНИЯ БЛАГОДАРЮ!

      Удалить
  9. И я присоединюсь с аплодисментами. Сама вспоминаю, как это, жить и работать в детской среде, и понимаю, почему мне несколько страшновато туда возвращаться. Дома все проще, своего ребенка всегда чувствуешь. У нас еще и дополнительная сложность - занятия на английском. Никогда не угадаешь, как оно пойдет. Если бы еще убедить маму, что потерять некоторое количество денег за не посещенное занятие не так страшно, как волоком тащить детку на него (часто не дают владельцы бизнеса возможности переносить). Стала вести бесплатно, тогда перекос в другую сторону: мы с ребенком два дня готовимся, а появляется 1-2 человека. Сложно с ними, но страшно интересно. Спасибо, что так подробно рассказываете о ходе занятий, это вдохновляет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, рада знакомству с коллегой. Уже заглянула к вам, у вас много интересных и полезных для меня идей.
      А за рассказ пожалуйста, заглядывайте еще.

      Удалить
  10. Наталья, прочитала пост с удовольствием и комментарии к нему. Мы часто играем втроем: я, дочка и ее подруга и мне нравятся такие игры, иногда даже больше, чем игры вдвоем, так как помимо меня даша играет и со сверстницей, а это абсолютно другой вид игры, в такой игре я только даю советы и иногда координирую, а когда мы играем вдвоем, то у нас все более продуманно, хотя чем старше становится Даша, тем больше она проявляет инициативы и наши игры уже предсказать сложно. Так как она может проснуться с утра и заявить, что будет играть в северное сияние, а у меня, например, тема для игр другая готова, и вот буквально за считанные минуты мы вместе придумываем игру и мы живем в ней, иначе, вы правильно заметили, не получится игры, получится что-то другое. Взрослый должен забыть обо всем и погурзиться в игру, стать ребенком, но не простым ребенком, а тонко чувствующий других игроков.
    И как правильно, было замечено в комментариях, это труд! Мой муж тоже иногда удивляется, чего я так устала, я только пару часов играла с ребенком. А это были не просто пару часов, а пару часов полного экспромта, но с сюжетом, непрерывным с обучающими элементами и все это рождалось по ходу игры и мой мозг не переставал лихорадочно соображать и придумывать, а тело и образ чувствовало себя ребенком :) сложно!
    Меня несколько раз приглашали в развивающие центры вести занятия с детьми тематические. я всегда отказывалась, так как пока не вижу в себе сил объединить группу детей. Одно дело 2 , один из которых свой родной, а второй тоже уже близок и дорог, а другое дело абсолютно незнакомые дети. Я всегда говорю, что я готова сочинять, но воплощать в группе детей не готова пока.
    Так как я знаю свою дочку так, что если она отказыается играть во что-то одно, то я всегда для нее могу тут же изменить игру и уже играть во что-то другое и меня это не пугает и не расстраивает, так как из таких игр рождается что-то необыкновенное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо за обратную связь и за ваш личный опыт. Каждый комментарий к посту получается как часть большой картины. Я и не ожидала такого интереса к теме.
      А по поводу вашей неготовности работать с группой, то, мне кажется, заочно невозможно подготовиться, только на "поле боя" можно всё выяснить))) А у вас столько фантазии, игрового опыта и желания, что непременно получится!

      Удалить
  11. Я всегда удивляюсь и восхищаюсь людьми, которые могут увлекать совершенно разных детей каким-то общим занятием, общей игрой, вести ее и корректировать по ходу дела! Сама я все время переживаю из-за того, что я даже с собственным ребенком не могу так искренне и самозабвенно поиграть. Много раз уже было так, что мои порывы поиграть во что-то или что-то помастерить заканчивались совершенно бесплодно, моим разочарованием и даже раздражением, что, мол, я так старалась, готовилась, и в итоге - ничего.
    Наталья, я была бы очень благодарна, если бы Вы почаще писали такие вот заметки из жизни о том, КАК играть с детьми, о возникающих трудностях и интересных рещениях. А еще интересно было бы узнать, как вы "включаете" в себе ребенка и настраиваетесь на игру.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, спасибо за ваш отзыв и особенно за вопрос. Люблю вопросы)))
      Приглашаю вас на ответ на ваш вопрос:
      http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/07/blog-post_4.html#more

      Удалить
  12. Наташ, захотелось показать тебе одну математическую игру, которую мы с дочкой придумали буквально вчера. Очень душевно поиграли! Буду рада, если и тебе понравится и пригодится: http://olga-ekb.ru/story/2013/07/05/matematicheskaya-igra-lift

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за такие публикации. Они очень нужны. Так как педагоги в больщинстве случаев занимаются обучением и развитием методик, усовершенствованием материала, его обновлением. На посещаемых семенарах рассматриваются различные направления деятельности детских дошкольных учреждений, особенности организации и проведения групповых занятий в детских центрах, рассматриваются возможные направления работы с детьми, а особенности работы с детьми в дошкольного возраста в плане психологической атмосферы, психологических особенностей работы с детьми различных возрастных категорий редко где встретишь. Поэтому всего достигаешь своим опытом, своими шишками :)
    Лично я, в таких ситуациях, предоставляю детям возможность почувствовать себя важными, ответственными за ситуацию, сделать выбор (для меня он не значительный, а для них важный). Они чувствуя свою значимость забывают о своих обидах.
    Коллегам нужно делиться опытом, спасибо за такую возможность.
    Светлана INDIGО

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за отзыв, очень радостно, когда находятся читатели, которые делятся своим мнением. Заходите будем обмениваться

      Удалить
  14. Наташенька, спасибо вам за этот пост. Он очень вовремя "нашелся " для меня. Это я вам недавно писала и задавала кучу вопросов :) Как проходит занятие, как вы играете? Оказывается ответ уже был в блоге. И такой подробный!
    Я в этом году только осваиваю занятия с 4-летками,до этого были малыши. И появился у меня один мальчик, который только и знает, что бегает, играет так, как он хочет. Читаю ваш пост и понимаю, что все правильно делаю- готовлю в 2 раза больше игр, иду за детьми, меняю задуманное, чтобы не терять блеска в глазах детей, чтобы не уставали:) Спасибо вам за этот опыт. Может, вы или читатели поделитесь опытом, есть ли пару-тройку проверенных игр, ситуаций, когда можно вернуть такого гиперактивного ребенка к занятиям, игре? Потому, что глядя на него все остальные тоже выключаются из процесса. И получается разброд и шатание :) Мне помогло рисование букв зубочистками-сосредоточились и туннель ( дорожка здоровья)- но после него снова все возбудились :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, пожалуйста. Запрос ваш услышала, я постараюсь сделать свою подборку игр выручалок, возможно, и другие педагоги добавят свои варианты. Правда, не обещаю быстро.

      Удалить

Не стесняйтесь комментировать
или говорить СПАСИБО, если вы нашли для себя что-нибудь полезное

Яндекс.Метрика