среда, 5 июня 2013 г.

38 ПОПУГАЕВ или КАК мы ИЗМЕРЯЛИ ПЛОЩАДЬ, ДЛИНУ и ВЫСОТУ с помощью КОНСТРУКТОРА


Привет! 
Расскажу сегодня немного о себе)))
Когда я защищала дипломную работу в универе, то мой научный руководитель, характеризуя меня, сказал, что я "доскiплива", что в переводе с украинского языка означает "дотошная" или "скрупулезная"))) но по-украински звучит вкуснее))) 
"Достала" я своего научного руководителя))) Если мне нравится объект изучения, то я его буду крутить-вертеть пока не выжму из него всё, или пока меня не захватит новая идея... Прошло больше 10 лет, а я не изменилась))) Предполагаю, что ситуация только усугубилась)))
Так что, кому про конструктор читать больше не интересно, "приходите завтра")))
А сегодня 4-я серия сериала "Мой волшебный конструктор" ... не последняя)))
Начало здесь:

В этой "серии" покажу как мы измеряли площадь, длину и высоту. 

Идею измерять площадь фигур я нашла через сайт  pinterest, мне идея понравилась и я её воплотила в жизнь, используя свой любимый конструктор  
Сделала карточки с изображениями фигур, а дальше, уже на уроке, в процессе родились варианты, как можно играть.

Когда иду на занятие с новой игрой, никогда не знаю до конца, что получится))) В том смысле, что идеи, которые рождаются в живой игре, непосредственно в общении с детьми, невозможно просчитать...

Дети все разные с разным уровнем подготовки, и именно это наталкивает на интересные повороты - для кого-то нужно упростить задуманную задачу, для кого-то усложнить... в результате, вместо одного варианта получается как минимум 3, обычно больше...




Сначала мы просто выкладывали конструктор и считали, сколько же деталек конструктора поместилось в фигуре. Это была задача, которую я приготовила дома - это был первый вариант. (это доступно детям 3-4 лет)


Потом родился вариант игры цветом, т.е. для выполнения задания использовать деталь только одного конкретного цвета... дальше больше) пошли задания на отрицание "используй такие детали, чтобы они были не красные, и не желтые... " (дети 4-5 лет с таким заданием справляются, только обязательно нужно показать пример "как это")


Потом пришли на занятие самые старшенькие дети 5-7 лет и появились новые варианты))) Им то нужно посложнее задачку, чтобы "извилины шевелились"
И тогда пришла интересная мысль - выдвигать предположение!
Как ты думаешь, сколько в этой фигуре поместится деталек? Это непросто, и сначала непонятно... дети стали просто наугад называть число. Причем старались назвать больше чем сосед))) Нет думаю, так дело не пойдет)))
Мы взяли одну деталь в руки и начали её изучать, крутили-вертели с открытыми глазами...закрытыми...потом я взяла деталь большим и указательным пальцем и попросила детей вытащить деталь, при этом я сохранила положение пальцев, и мы  проговорили, что деталь "воооот такого размера", затем дети провели такой же опыт со своим пальцами и мы начали пальцами изучать фигуры с карточки... Тренировали глазомер. Это я описываю долго, а на занятии это всё было гораздо быстрее)))
дети схватывают быстро...
  

Мы выдвигали предположение, и брали столько деталек конструктора, сколько дали наши предварительные подсчеты. Ну а потом анализировали - верно ли было наше предположение или мы ошиблись, если ошиблись, то объясняли, на сколько больше или на сколько меньше нужно было взять деталей.




Оказалось, что некоторым детям трудно удерживать в голове предполагаемое число, пока выкладывали конструктор, забывали, сколько ж они там насчитали, и, так как  у меня на занятиях группа детей, а не один, то и я не всегда запоминала все предположения))) Так в игру были быстро включены игральные кубики с точками. 
Т.е. предполагаемое число составляли на кубиках и дальше уже спокойно выкладывали конструктором заданную фигуру, в конце можно было легко проверить результаты.
Кубики оказались вдвойне полезнее: первое - они были своего рода меткой, второе, мы работали с составом числа - меня порадовала эта находка!



Еще один вариант появился в процессе..
Всем детям нужно разное количество времени на выполнение задания. Кто-то всегда с заданием справляется быстрее, и чтоб занять "чемпиона" я даю ему задание "сверх положенного")) Если не занять ребенка, он сделает это сам... в общем я не успела...))) Смотрю а один ребенок, который справился с заданием первым, начал соединять детали конструктора по образцу...
И как я сразу до этого не дошла)))) ведь на поверхности же было.... но я умею ВИДЕТЬ))) я быстро среагировала и из "непослушного" ребенок превратился в "изобретателя"!  Говорю, ребята, смотрите, что... Вася придумал (у меня нет в группах Васи, имя изменила) 
Ребенок засиял, стал показывать свой шедевр. Всем стало интересно, что же он там придумал, давай и себе делать так же)))  Всё получилось очень естественно...это были уже не задания...это была уже игра...


Я уже показывала раньше, как мы играли с веревочкой и конструктором - мы строили паровозик из конструктора длинной с веревочку, в этот раз задача была чуть другая - нам нужно было узнать какая длина веревочки... 
Всегда находится ученик (у меня такие встречаются группе 4-5 лет), который не хочет делать то, что делают все, он не против задания, но он не хочет делать то, что делают все... Учительский мозг слегка закипает в таких случаях))) "что же сказать, что же предложить" - всё это длится доли секунд))) и вот оно! решение найдено! 
Слушай, говорю, а ты знаешь какая у тебя длина ладошки?  В глазах ребенка вопрос? Тут уже речь не какой-то веревочке, тут речь идет о нём родном - это уже интересно))) Ребенок уже забыл, что 30 секунд назад он сказал, "мне это не интересно"... он уже схватил цветные кубики и давай выполнять задачу... ну и ладно...отодвинули мы все верёвочку в сторону))) и давай ладошки измерять))) сколько восторга было и удивления!!! Потом мы начали выяснять чья ладошка длиннее, но мы не ладошки сравнивали, мы сравнивали конструкторные линейки, которые дети сделали, измеряя свою ладошку. Получилась супер игра! Ну вот если бы не эта ситуация, я бы "добровольно"))) это не придумала...
Так что, не спешите сердиться на учеников, которые не "вписываются" в ваши планы, прислушайтесь к ним...




Ну и по ходу жизни пошли еще и высоту измерять, дети пошли по кабинету искать предметы, которые они хотели бы измерить. Это тоже было интересно.




Вот так мы играли с конструктором.

Думаю, что еще есть много вариантов, что и как измерять.
Будет здорово, если вы в комментариях поделитесь мыслями, которые пришли  вам в голову.

Карточки вошли в пособие, которое можно КУПИТЬ




СУДОКУ - МЕЧТА теперь ЖИВЕТ У МЕНЯ!
ТАНГРАМ - РАСПЕЧАТАЙ И ИГРАЙ
ПАРКЕТ - РАСПЕЧАТАЙ И ИГРАЙ
КАТАМИНО-ПЕНТАМИНО-ЧИПОЛИНО-БУРАТИНО))) 


ИГРАЙТЕ с РАДОСТЬЮ
Наталья Чистоклетова


15 комментариев :

  1. Наталья, оооочень интересно и так трогательно..... Думаю, дети на Ваши занятия бегут и выходить не хотят!!!
    Действительно, иногда придумаешь что-то: все выполняют, а один (если только один) ни в какую. В прошлом году при написании детьми "Книги обо мне" было задание: "Дерево моих талантов" - все с удовольствием стали клеить дерево из самоклейки подписывать, рисовать, но один ребенок не делает: не хочу дерево, ненавижу деревья, не буду делать! Я была удивлено, но зная любовь ребенка к кораблям предложила: давай корабль моих талантов - согласился с удовольствием! Вот так на теме корабля мы и вытянули всю работу по написании книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Алёна, вы меня поняли))) У меня один ученик обожает паровозики,я его знаю уже несколько лет...а страсть к паровозикам не проходит))) у него получился бы "паровозик талантов")

      Удалить
  2. С каждой статьей я учусь у вас. Спасибо, Наталья.
    Запомню эти игры.
    А что, только такой конструктор подходит. Просто Лего Дупло не подойдет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Мария.
      Для некоторых заданий и Лего подойдет, только важно выбрать одинаковые детали, которые вы примите за единицу измерения. Измерять можно хоть в попугаях, главное чтобы попугаи были близнецы)))

      Удалить
  3. Да, мы мерили похожим образом ширину и длинну мостика. Использовали просто дупло! Попробуем мерить просто фигуры. Замечательная идея!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, Вы меня заинтриговали: как дуплом померить мостик?

      Удалить
    2. у меня на занятиях детям больше понравилось измерять себя, чем предметы))) еще мы рост измеряли!

      Удалить
  4. Наташ, а где вы проводите занятия с детьми? Давно хочется с вами познакомиться =)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. территориально м.Кожуховская - м.Автозаводская, а подробнее nataliigromaster @ gmail.com (без пробелов)
      Буду рада знакомству))

      Удалить
  5. Наташа, а где такой конструктор взять? может я пропустила, так направьте меня, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте! Все как всегда у вас интересно и это тоже!!! Извините, за наглость, а карточками не поделитесь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, присоединяйтесь к проекту ИГРАнаУРА, всем участниками в подарок от меня сборник с заданиями, в том числе есть и эти карточки.

      Удалить
  7. Thanks for your material. My email es:laura.profe@yahoo.es

    ОтветитьУдалить

Не стесняйтесь комментировать
или говорить СПАСИБО, если вы нашли для себя что-нибудь полезное

Яндекс.Метрика